Восстановить историю: как идет капитальный ремонт в доходном доме П.А. Скопника

До революции — доходный дом, после 1917 года — коммуналка, сейчас — выявленный объект культурного наследия. Рассказываем, как в жилом доме с богатой историей восстанавливают архитектурные элементы и прислушиваются к мнению жителей.

31.07.2021

Угол Садовой-Кудринской и Спиридоновки с начала XX века украшает здание, построенное по проекту немецкого архитектора Густава Гельриха. Сейчас волнообразный фасад, фигуры атлантов и эркеры спрятаны за строительными лесами. В бывшем доходном доме идет капитальный ремонт и реставрация. Специалисты обновляют внутренние инженерные системы и восстанавливают исторические детали. Как проходят работы и в чем их особенность — в материале mos.ru.


Поздний модерн и плавные линии



Доходный дом П.А. Скопника был построен в 1906–1908 годах в стиле позднего модерна.

Эстетика модерна — это природа, стиль берет все, что есть вокруг: цветы, листья, птицы, плавные линии. Именно поэтому до революции никогда не строили дома с углами 90 градусов. Углы всегда обыгрывались, делали балкончики и башенки, дома украшали женские маски или, как в нашем случае, атланты. Часто на углу размещали входную группу в магазин

экскурсовод и краевед Ирина Вишнякова

Еще один привлекающий внимание декоративный элемент дома — беседка на крыше. По легенде, такая же должна была стоять во внутреннем дворе дома. «Этот угол виден с трех улиц, его хотелось чем-то выделить», — добавляет Ирина Вишнякова.


Элементы модерна можно увидеть и внутри здания — практически все оформление хорошо сохранилось. В подъезде ведет наверх плавная линия деревянных перил, над каждой дверью — маскароны с номером квартиры. Нумерация нестандартная — вертикальная. Так, первая квартира расположена на первом этаже, вторая — на втором, пятая — на пятом. А чтобы найти квартиру под номером шесть, нужно спуститься на первый этаж.

Еще внутри сохранились высокие деревянные исторические двери и полы, выложенные метлахской плиткой. Стены в подъезде украсили сами жители — повесили фотографии старой Москвы, в том числе и архивный снимок своего дома.


После революции в доме были коммуналки, которые расселили ближе к Олимпиаде-80. Сегодня в доме 24 квартиры, а среди собственников есть и старожилы.

Мы обработали фасад специальными составами, чтобы легко снять масляную краску. С одной из стен уже смыли 11 слоев. При этом очищать декоративные элементы, которые находятся под охраной, будут реставраторы. Например, под ротондой сделан эркер, его поддерживают атланты. Реставрировать их будут на месте. Фигуры аккуратно очистят специальными растворами, а затем восстановят их оригинальное покрытие

руководитель подрядной организации Афанасий Попов

Обновить, восстановить и не навредить


Пока идут ремонтные работы, здание закрыли строительными лесами и фасадной сеткой. Специалисты уже отремонтировали и восстановили кровлю, обновили подвальные помещения, сети электроснабжения и холодного водоснабжения. Как отмечает Афанасий Попов, добраться до многих сетей было проблематично, так как за всю историю дома было множество перепланировок. Сейчас специалисты подготовили к реставрации фасад. Осталось убрать мусор, и можно начинать восстановление.


Ремонтом исторических домов, которые находятся под охраной, могут заниматься только специализированные организации, получившие лицензию от Минкульта России, и подготовленные рабочие. Даже сам проект капитального ремонта и реставрации делается около года.

Если обычный проект капремонта насчитывает 9–10 томов документации, то для этого дома подготовили 27 томов. Перед этим прошли историко-архивные и химико-технологические изыскания, лабораторные исследования. Пробы берут со стен, с кирпичной кладки, их везут в лаборатории и изучают под микроскопами. Становится понятно, какие материалы использовались и как нужно реставрировать

начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы Сергей Краснов

Влияние жителей


Непосредственные участники всего процесса — жители дома. Их привлекают при создании проекта, они согласовывают все этапы и принимают результаты капремонта.

«Нужно понимать, что по объектам культурного наследия не всегда можно пойти на уступки и принять все пожелания жителей. Существует предмет охраны, который нельзя видоизменять. Например, если исторически стены серого цвета, то их нельзя перекрасить. То же касается лепнины, кирпичной кладки, напольных покрытий. А в рамках обычного капитального ремонта жители выбирают отделку», — добавляет Сергей Краснов.

Собственники квартир могут внести свой вклад в сохранение облика города. Например, заменить окна в соответствии с проектом или перевесить кондиционеры во внутренний двор. Узнать, к примеру, какой цвет рамы лучше использовать, можно в проектной документации. Жители могут запросить ее в Фонде капитального ремонта многоквартирных домов или в столичном Департаменте культурного наследия, если дом исторический.

Жители также должны понимать, что они причастны к внешнему архитектурному облику дома. Когда мы находимся в городе, все, что нас окружает, влияет на нас. Визуальный мусор — разнохарактерные оконные переплеты, кондиционеры, вывески, антенны, короба, которые изначально не были предусмотрены автором проекта, — влияет на наше состояние и настроение. Чистый, аккуратный фасад создает эстетически ценный гармоничный архитектурный образ здания
руководитель проектно-аналитической мастерской Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры Анна Богодаева

Обсуждают с жильцами и график работ. Подрядчики соблюдают закон и не шумят по вечерам, но по общему согласованию могут поработать, например, в субботу. Завершить ремонт и реставрацию фасада и кровли доходного дома П.А. Скопника планируется в сентябре, позже проведут работы в подъездах (контракт еще не заключен).

В Москве около 380 многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия. Все они включены в программу капитального ремонта, а город дополнительно финансирует работы, направленные на восстановление архитектурной ценности.