«denkmal, Россия – Москва»: итоги второго дня

22 октября в Гостином дворе, Москва состоялся второй день Международной специализированной выставки по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва».
22.10.2021
Деловая программа включила насущные вопросы отрасли, а также объемный список из экспертов-спикеров. Более того, вечером 22 октября в ресторане «Турандот» прошла церемония награждения премии «denkmal awards».

Второй день выставки также был ознаменован приездом Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина, который посетил выставочную экспозицию, в частности эксклюзивный стенд Правительства Москвы.

На научном симпозиуме ИКОМОС рассказали о новом российском объекте культурного наследия ЮНЕСКО

В «Амфитеатре» - зоне конференц-зала №1 состоялся научный симпозиум Национального комитета Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОC), открывшийся пленарным заседанием, в ходе которого специалисты в области сохранения культурного наследия поделились своим опытом и главными успехами.

ИКОМОС – международная организация, которая с 1965 года занимается защитой исторических и культурных памятников, а также оценивает объекты, претендующие на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гергели Надь, вице-президент Национального Комитета ИКОМОС, Венгрия, рассказал, чем занимается комитет в его стране: организация различных культурных мероприятий, защита исторических памятников, вовлечение нового поколения в работу по охране памятников культуры, сотрудничество с правительственными структурами в этой сфере. По словам Гергели Надя, венгерские власти помогают в сохранении культурного наследия: в частности, они компенсируют бизнесу 50% затрат, если здание реставрируется.

Леонид Кондрашев, президент Национального комитета ИКОМОС, Россия, рассказал, что одно из важнейших достижений нашей страны в сфере сохранения культурного наследия за последние годы – включение карельских петроглифов в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

По словам начальника управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия Юлии Алиповой, карельские петроглифы – это крупнейшее скопление древней наскальной живописи в России. Общее число знаков и фигур в наскальных комплексах Онежского озера и Белого моря – более 4600. Всего в списке ЮНЕСКО представлено 44 района наскального искусства. Российских петроглифов до 2021 года среди них не было.

Более того, в рамках симпозиума ИКОМОС было рассказано, как культурные и исторические памятники попадают в список ЮНЕСКО и статистические данные этой темы. Так, например, в списке объектов всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывается 31 памятник из России, по этому показателю наша страна занимает 9 место в мире. В тройку лидеров входят Италия (58 объектов), Китай (56 объектов) и Германия (51 объект). По словам вице-президента ИКОМОС, Россия по научным комитетам Надежды Филатовой, страны ведут «гонку вооружений» за лидерство по числу объектов, и погоня за количеством зачастую идет в ущерб качеству.

Эксперты также рассказали о том, какие проблемы могут помешать историческому объекту попасть в список ЮНЕСКО. Член НК ИКОМОС Ирина Трубецкая рассказала о продвижении Георгиевского собора Юрьев-Польского в список ЮНЕСКО. Его давно планировали номинировать в список объектов всемирного наследия, но из-за неразберихи в документах этот процесс застопорился. В некоторых списках памятников он обозначен вместе с окружающими валами, в других – как самостоятельный памятник. Кроме того, обозначена только дата его строительства в 1234 году, не учтена перестройка в XV веке. Из-за этого эксперты не могут работать над заявкой.

Инновации в реставрации

Проблемы выбора оптимальных технологических решений обсуждали на конференции «Развитие реставрационной отрасли: современные технологии и перспективы» в White Hall - конференц-зале №2.

Алексей Харитонов, заместитель генерального директора ГК «АЖИО» по науке: «Важна пошаговая реализация комплексного подхода в реставрационном материаловедении. Этих шагов три: комплексное обследование зданий и сооружений, изыскательские работы и проектирование; разработка, производство и поставка необходимых для реализации проекта материалов и производство работ по реставрации, отделке, строительству. Оценка эффективности материалов и технологий». Спикер призвал к созданию общероссийской практики в химико-технологических решениях и созданию общих требований к контролю качества, поскольку пока все изменения хранятся только в авторских документациях.

Представитель Фонда культуры Лейпцига Вольфганг Хокель сосредоточил внимание на ар-деко, «роскошном стиле из Парижа», который недавно попал в фокус внимания искусствоведов. Он подчеркнул, как важно знать стилистику эпохи, знание о материалах, цветовых материалах, принятых в те времена. Докладчик рассмотрел тему на примере строений Лейпцига, где ар-деко массово применялся в жилищном строительстве. Дома, которым вернули изначальные краски, поразили горожан. «Дома со временем выцвели и посерели, - говорит докладчик. - После реставрации одного из домов одна французская журналистка написала, что вид фасада ей напоминает цветастый ковер. Очень большое значение играют правильно подобранные краски в восприятии произведения».

Специалист по развитию и сопровождению бизнеса в части построений сбытовой и коммерческой инфраструктуры производственных компаний ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ» Александр Кузмин рассказал о технологических подходах в окрашивании фасадов и внутренних помещений. «Технологический подход в нашем понимании представляет собой пошаговое обследование: оценка состояния памятника, технология производства материалов, технологии производства работ», - заявил докладчик. Разумеется, должны быть соблюдены базовые правила: при минусовых температурах водные краски нельзя наносить». Оттенок цвета тоже нужно подбирать скрупулезно. Согласно анализу запросов для ОКН «Невской палитры» 54% запросов приходится на белый цвет, 20% – на жёлтый, песочный и оттенки, 14% - коричневый и оттенки. «Наверное, при реставрации большое разнообразие палитры и не нужно, - сказал спикер. - Но наш технологический императив состоит в том, что необходимо проводить спектральный анализ цветов с учетом освещения».

Сохранить нельзя переделать

Можно ли использовать ПВХ-окна и другие современные материалы при работе с историческими зданиями, обсудили на дискуссионной панели «Новые технологии и старые здания: возможности и границы использования». На мероприятии выступили Сергей Ельников - руководитель направления PR и коммуникаций компании VEKA Rus, Андрей Окулов - руководитель Технического отдела компания VEKA Rus и Светлана Романовская - заместитель директора реставрационной компании «КультРассвет».

Андрей Окулов отметил, что в немецких городах окна и двери часто отражают лицо хозяина, его индивидуальность. В последнее время в России тоже есть эта тенденция, однако большинство людей используют типовые окна. Тем временем технология современных окон ПВХ позволяет сделать многое. Она обеспечивает тепловую защиту, безопасность, шумоизоляцию, они экологичны и содержат элементы Smart House, не имеют ограничений по цвету, форме. Технологии производства развиваются и применять их для реставрационных работ возможно. Визуально ПВХ отличит от дерева только специалист, а при этом ПВД намного долговечнее.

От имени реставраторов выступила Светлана Романовская. Она рассказала случаи применения пластиковых окон на памятниках. Один из этих домов находится в Москве (Достоевская, 4, корп.1), в нем расположена инфекционная больница. И медики в соответствии со своими требованиями отказывались от деревянного варианта. «Врачи поставили перед нами задачу: окна в инфекционной больнице должны мыться хлорсодержащими препаратами. Тогда мы решили применить комбинированное решение: наружный переплет повторил в точности деревянную столярку, а внутренний был сделан из гигиенического пластика с однокамерным стеклопакетом».

Сергей Ельников подытожил сказанное: «Для нас не стоит задача попасть в программы исторических памятников, это нам не так экономически интересно. Тема нам интересна вызовами, задачами, которые расширяют границы представлений об окнах ПВХ. Никто не предлагает класть ламинат в Эрмитаже. Но в случае фоновой застройки хороший пластик красивой формы приведет к тому, что здания сохранятся и выиграют».

ОКН и реновация

Как обеспечить современное развитие города и сохранить при этом уникальное историческое и культурное наследие Москвы, обсуждали на круглом столе «От реновации жилья к стратегии городского развития».

Соорганизатором мероприятия стал Фонд «Московский центр урбанистики «Город».
Программа реновации вдохнет новую жизнь в районы, которые рискуют стать гетто, считает сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. Она позволит решить одну из проблем современного мегаполиса – постепенное увядание старых заводских районов и спальных районов, построенных в 80-е годы прошлого века. Их развитие – вопрос ближайших лет. «Невозможно создать реализуемую стратегию в масштабе района, если она не учитывает интересы жителей, если они не готовы в ней участвовать»,- подчеркнул спикер.

По мнению заместителя директора Института Генплана Москвы Максима Гурвича, нормальный облик Москвы можно сохранить только благодаря созданию пространства для людей. Общественных площадей должно быть не менее 35% от земельной площади. «Реновация - это не только строительство новых домов, это только первый этап». По словам спикера, на следующих этапах планируется произвести качественный переход, когда примерно половина пространства становится общественным, соединенным, безопасным, с возможностью размещения объектов обслуживания, что обеспечит лучшее качество городской среды.

«Нужно придумать историю там, где ее нет, - полагает главный архитектор ГК «Моспроект-3» Дмитрий Сухов. - Там, где отсутствуют архитектурные памятники, может пролегать овраг, ручей, могут жить интересные люди. Например, район Измайлово у меня ассоциируется с сиренью, потому что там обыграли Сиреневый бульвар, можно провести линию сирени через весь район». Рассуждая об айдентике, Дмитрий Сухов сказал, что культовых зданий не может быть много, нужно стремиться к цифре 10%. Иногда достаточно связать разные части района дорожками для велосипедов и самокатов.

Главный архитектор проектно-технологического института «А-Проект.К» концерна «КРОСТ» Юлия Солдатенкова рассказала о реновации в Хорошево-Мневниках, где с 2000 года велась реновация разными архитекторами, с постройкой 37 35-этажных домов. Она остановилась на проблеме расселения людей из старого жилого фонда. Но люди недовольны получившейся эклектикой. «Мы стараемся снижать недовольство, - сказала спикер, - управляющая компания постоянно там проводит праздники, спортивные трансляции, пытается людей объединить. Мы высаживаем цветы, благоустраиваем территорию. Этот квартал может не нравиться, но это обратная сторона такого количества лет работы и архитекторов. Из всего нужно извлекать полезный опыт».

Импортозамещение в реставрации: возможности и сложности российского производителя

Участники круглого стола «Импортозамещение в реставрации. Возможности и сложности российского производителя» обсудили, как им дается импортозамещение, на какие примеры стоит ориентироваться отечественному производителю, а также вопросы стандартов качества.

Модератором круглого стола выступила Татьяна Катилова, генеральный директор ООО «Краски Фридлендеръ», член наблюдательного совета АО «ЗХК «Невская палитра». Спикер начала заседание с обозначения круга проблем для обсуждения. Главная из них – отсутствие утвержденной нормативной базы по техническим параметрам, на которые мог бы ориентироваться производитель. «По итогу встречи хотелось бы принять документ, который бы регулировал эти параметры», - отметила спикер. При этом как генеральный директор производства красок, она высказалась за научный подход к реставрации, а также поделилась личным опытом и мнением о том, как наиболее продуктивно решить вопрос импортозамещения: «Мы за то, чтобы делиться опытом с импортером. Наш собственный опыт недостаточен, и потому опыт зарубежных коллег нам полезен», - пояснила эксперт.

Дмитрий Редькин, директор по развитию ООО «Рунит», ведущий технолог, руководитель проекта по работе с общественными и волонтерскими организациями, подтвердил слова предыдущих спикеров. «Мы декларируем научную деятельность, но торговые наименования все равно попадают в рекомендации. Мы должны понимать состав, физико-химические свойства, особенности взаимодействия. Свойства – самое главное. Пока нет общепринятых норм, будут разночтения. Однако в вопросе о том, кто именно должен заниматься разработкой норм, мнение Дмитрия оказалось иным. По его словам, разработка этих норм не должна исходить от групп энтузиастов, необходима централизованность».

Сергей Шибаев, технический директор компании ООО «РЕММЕРС», предложил взять на вооружение опыт зарубежных коллег. «Разработкой норм в реставрации в Европе занимается ВТА. Туда входят и представители проектировщиков, и подрядчиков - рабочие группы, которые объединяются по разным темам. Смысл в том, что при вступлении в BTA можно использовать уже наработанную базу норм (этапы выполнения работ для разных случаев). И можно дорабатывать нормы под наши условия. Я тоже считаю, что нужно идти от задачи, а не от материала», - сказал спикер.

denkmal awards: определены лучшие архпроекты и компании,
работающие с ОКН

22 октября 2021 в ресторане «Турандот», Москва состоялся гала-вечер по случаю награждения победителей denkmal awards – первой международной премии, поощряющей компании, которые вкладывают свои силы, душу и накопленные знания в сохранение, приспособление под современное использование и реставрацию объектов культурного наследия. Премия учреждена в рамках международной выставки «denkmal, Россия-Москва»

Торжественное открытие вечера прошло под приветствия Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина и Бургомистра Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томаса Динберга.

«Мы проводим выставку «denkmal, Россия-Москва» на протяжении десяти лет в содружестве с немецкими коллегами. За этот срок в Москве произошли грандиозные изменения, потому его можно считать настоящей исторической эпохой. Этот период отличается динамичным развитием нашей столицы, которое, в том числе, стимулирует выставка. Благодарю всех причастных к этому событию, а также к реставрационной отрасли в целом», - отметил Сергей Евгеньевич Черемин.

«Я рад, что в эти сложные времена мы смогли провести выставку в режиме реального времени. Несмотря на непростые условия, выставка дала нам возможность коммуникации и общения», - сказал Томас Динберг. Выступающий поблагодарил гостей вечера и пригласил всех на выставку denkmal в Лейпциг в следующем году. Сергей Евгеньевич Черемин, со своей стороны, принял приглашение от лица Правительства Москвы.

Победители премии denkmal awards 2021:

Основные номинации:
  • «Лучший проект реставрации и приспособления под современное использование» - победитель Девелоперская компания Sminex с проектом восстановления ансамбля детской больницы имени Святой Ольги;
  • «Лучший проект строительно-реставрационных работ храмового комплекса» - победитель Концерн КРОСТ за реставрацию храма Софии Премудрости Божией на Лубянке;
  • «Лучший объект реставрации с интеграцией в проект жилой недвижимости» - победитель компания Capital Group с жилым кварталом «Золотой»;
  • «Лучшие проектные решения, демонстрирующие бережное отношение к реставрации» - победитель компания MR Group, объект «Абрикосов»;
  • «Лучшее проведение архитектурно-строительных и инженерных работ, с применением информационного моделирования объектов капитального строительства, демонстрирующих бережное отношение к археологическому культурному слою» - победитель компания Моспроект-3 со строящейся станцией Сокольнической линии «Новомосковская»
  • «Лучший проект в области реконструкции и восстановления социальных объектов в г. Москва» - победитель Группа компаний Pioneer, объект «Суконная фабрика Кожевникова, Корпус для машины Берта»

Специальные номинации:
  • «Комплексный подход к сохранению археологического наследия» - победитель девелоперская группа компаний ИНТЕКО, Объект «Ильинский квартал»;
  • «Комплексный подход к сохранению исторической среды на объекте» - победитель компания ГАЛС;
  • «Плодотворная работа по сохранению и популяризации особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации» - победитель Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» с объектом «Ансамбль Новодевичьего монастыря»
  • «Лучшее проектное бюро, работающее с объектами культурного наследия» - победитель Проектное бюро АПЕКС.
  • За развитие традиций реставрационной школы и вклад в международное сотрудничество в деле сохранения культурного наследия было награждено Правительство Москвы.
  • За активное участие и поддержку выставки «denkmal, Россия-Москва» был награжден Магистрат Лейпцига.

В этом году повестка выставки «denkmal, Россия-Москва» уделяет особое внимание сохранению исторического и культурного наследия, архитектурного облика городов - в частности, Москвы. В рамках этого направления была создана премия denkmal awards, главная цель которой -стимулирование отрасли в будущем. Ведь, как известно, только сохраняя прошлое, можно построить устойчивое будущее.
Генеральные партнеры выставки: Компания Sminex, ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ», Capital Group, Компания «ПИК».

Стратегические партнеры: Проектное бюро «АПЕКС», Компания «Интеко», ГК «Пионер», ГК «Моспроект-3», ГК «Галс-Девелопмент».

Официальные партнеры: Донстрой, МР ГРУПП, Концерн КРОСТ

Партнер выставки: Компания VEKA Rus.

Официальные партнёры соревнований «Молодые реставраторы»: ПАО «Инград», ООО «Баумит», ООО «Сириус проект».


Контакты:
Кристина Мирзалиева
pr@denkmal.moscow