Если ранее в год ремонтировали с элементами реставрации не более пары десятков таких сооружений, то в списке на 2021 год - 114 домов. Это треть от общего числа таких домов, входящих в капремонт. Об особенностях восстановления подобных сооружений рассказали журналистам на пресс-конференции специалисты Фонда капремонта Москвы и столичного департамента культурного наследия.
Часть домов-объектов культурного наследия города, входящих в программу, требуют не только ремонта, но и реставрации. Например, в этом году без реставрации отремонтируют жилые корпуса гостиницы "Украина". Несмотря на то, что объект находится под охраной Мосгорнаследия, в корпусах поменяют стояки горячего и холодного водоснабжения, заменят электрику, кровельное покрытие. Фасады и подъездные группы ремонтировать не будут, а значит и реставрация не нужна. Тем не менее за процессом будут регулярно наблюдать не только специалисты фонда капремонта, но и представители департамента культурного наследия города. Однако этот объект скорее исключение, большая часть строений требует полного комплекса работ.
При этом ремонт и реставрацию нужно вести, не выселяя жителей и не останавливая привычную жизнь дома, а это сильно усложняет процесс подрядным организациям. "В этом году мы входим в 114 зданий, еще по 200 согласовываем проектную документацию. Такой большой объем работ связан с состоянием этих строений, поэтому они и были утверждены Мосгорнаследием, - рассказывает руководитель столичного фонда капремонта Артур Кескинов. - Выбирали объекты по тем же критериям, что и другие дома в программе: состояние самого строения и износ коммуникаций, инженерии и прочей начинки дома. При этом дома из списка попались из разных эпох, есть купеческие особняки 19 века, здания модерна, доходные дома, сталинская архитектура".
Среди знаковых объектов этого года: доходный дом Коровина на улице Чаплыгина, 10, знаменитый "Дом со зверями" на Чистопрудном бульваре, купеческий дом по Большому Дровяному переулку, знаменитый дом "речфлота" на Ленинградском проспекте, 1 и многие другие.
Работа по каждому из домов начинается с научных изысканий, изучения технической документации. Затем на место выходят специалисты с лазерными сканерами, а дом облетает квадрокоптер. С помощью полученных данных составляют 3D-модель дома в его теперешнем состоянии. То есть создается цифровой двойник дома, который можно вертеть как угодно, чтобы все рассмотреть в мельчайших подробностях. Также создают проектную версию, каким он должен быть после ухода подрядчиков, замены коммуникаций, восстановления фасадов, лепнины, геометрии дома и прочих элементов.
Например, известному "Дому со зверями" вернут утраченные элементы декора, в частности "хвосты" нескольким зверям, заменят отливы на балконах, очистят от коррозии и покрасят металлические элементы, а внутри дома заменят провода и водоснабжение, отремонтируют чердак и кровлю.
На первый взгляд, простая внутренняя работа также может обернуться для специалистов настоящим ребусом. Например, в доме на Чаплыгина данные БТИ и реальности не во всем совпадают из-за того, что дом неоднократно перестраивался. А бывают в процессе ремонта и интересные находки.
"Например, в Большом Дровяном переулке при замене старых стальных дверей обнаружили дополнительные элементы - резные фрамуги над дверями, - рассказывает начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля ФКР Москвы Сергей Краснов. - На этом же объекте были сложности с жителями, которые не хотели менять привычные пластиковые оконные рамы на деревянные, которые у этого памятника должны быть по паспорту. В результате убедили их лишь тогда, когда отыскали эти резные фрамуги".
К слову, в этом году уже собираются привлечь известных профессиональных историков и искусствоведов, например, главного редактора "Московского наследия" Филиппа Смирнова к взаимодействию с жителями, а также к работе над изысканиями. Это, по словам представителей ФКР, должно упростить и усилить работу, в частности, помочь разрешать подобные конфликты быстрее. Как уточнил начальник отдела государственного учета Управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Мосгорнаследия Илья Аникин, многие жители переживают, что, мол, восстанавливают утраченные элементы из полимеров, но на самом деле передовые технологии позволяют лишь ускорить процесс.