Как одно здание может быть школой утром, днем — клубом для пожилых людей, а ночью — кафе? Об этом поговорили с Мартой Торн, деканом школы архитектуры и дизайна Instituto de Empresa в Мадриде и Сеговии, которая предлагает взглянуть на городскую среду по-новому.
Облик современных городов должны определять сами жители, а звездными архитекторами будущего станут именно те, кто сумеет услышать потребности людей. Как еще меняется подход к архитектуре, почему человечество не откажется от небоскребов и как можно качественно использовать исторические здания? На эти и другие вопросы mos.ru ответила Марта Торн, декан школы архитектуры и дизайна Instituto de Empresa в Мадриде и Сеговии, бывший исполнительный директор Притцкеровской архитектурной премии. Марта была участником Московского урбанистического форума, который проходил в «Зарядье» с 1 по 4 июля.
— Одна из главных тем форума — «Города суперзвезды». Что, на ваш взгляд, делает города звездными?
— Это такие города, которые могут выйти за какие-то привычные границы для своих жителей, но при этом сохранить внутренний баланс. Город должен меняться, подстраиваться под нужды горожан и давать им возможность развиваться.
Существует много рейтингов городов: для жизни, для семей, для пожилых людей. Иногда вижу на первых местах Вену, но я бы никогда не стала жить там. Это нормально, что для разных типов людей город может представать в разном свете.
— Москва вошла в тройку мегаполисов мира, наиболее привлекательных для жизни. Что делает город привлекательным?
— Мне Москва очень нравится, единственное, я не знаю языка, а это важно для общения. Еще лично мне совсем не подходит климат, но в целом я понимаю, что ваш город замечательный. Москву нельзя назвать сонным городом, она развивается, и это прекрасно. Для меня город становится привлекательным, если он предоставляет мне разные возможности: сегодня могу поработать, завтра куда-то заехать или сходить, воспользоваться транспортом, но при этом ни от кого не зависеть.
— Соответствует ли Москва архитектурным трендам 2021 года?
— В Москве я видела примеры работ некоторых самых блистательных умов в архитектуре и несколько примеров самых стандартных идей. Так что я надеюсь на будущее Москвы. Но мне кажется, что в этом направлении нужно больше работать, чтобы порвать с прошлым, выйти за рамки формальных аспектов строительства и больше обращать внимание на экологичность, новые материалы, новый образ жизни. Например, есть коворкинг. Почему бы не доработать эту идею? Здание может быть школой утром, клубом для пожилых людей днем и кафе ночью.
Мы должны мыслить по-новому, а Москва — это город, который развивается и растет. Иногда трудно думать о таких вещах, когда сосредоточен на настоящем. Но опять же, я полагаю, что таланты определенно есть, и я надеюсь, что люди начнут иначе смотреть на архитектуру в будущем.
— Нужны ли в 2021 году звездные архитекторы? Насколько они могут определять облик современного города?
— Это сложный вопрос. Нам нужны звезды, увлеченные городом и урбанизацией, которые способны представить наше будущее. Но мы точно не нуждаемся в звездах старого формата — автор художественной идеи и скульптор в одном лице. Архитектура — это среда, которая принадлежит всем нам, в которой мы живем и видим ее вокруг себя.
Я думаю, что эра звездных архитекторов, когда один человек принимает решение и занимается его художественным воплощением, осталась в прошлом. Архитектура — это коллективная работа, в нее вовлечены многие люди. И будет еще лучше, если у нас появятся хорошие клиенты и аудитория, а также сообщества, выражающие свои мысли и пожелания. А звездными архитекторами будущего станут те, кто сможет собрать информацию от города и жителей, почерпнуть ее из истории, а затем создать образы лучшего будущего в соответствии с потребностями людей.
— Как разным архитекторам воплощать свои проекты в одном городе, чтобы они сочетались между собой?
— Все зависит от целей проектов или места. Я думаю, что эстетическое разнообразие существовало всегда, а сейчас мы живем в XXI веке. Так почему бы не создать архитектуру XXI века с использованием материалов и технологий, которые у нас есть сегодня? Нам не нужно возводить здание, которое похоже на постройки XIX века, это было бы глупо. Но, опять же, я думаю, что это во многом связано с масштабом, с функциональностью, с целью или атмосферой, которую хочется создать в районе или в городе.
— В Дубае, Токио, Нью-Йорке, Бостоне и других городах огромное количество небоскребов, не устарела ли эта тенденция?
— Нет, люди обожают небоскребы, высоту и технологические вызовы: сможем ли мы построить что-то выше, тоньше, обеспечить защиту от землетрясений. Полагаю, мы не откажемся от небоскребов. Проблема возникает тогда, когда посыл банален и прост: это самое высокое здание в мире. И что? Кому какое дело? Зачем это нужно? Чтобы двигаться ввысь, должна быть соответствующая причина.
При этом я не думаю, что нужно попусту тратить пространство. Например, если бы в Лондоне добавили по два этажа каждому зданию на Оксфорд-стрит, им бы удалось увеличить количество квадратных метров в центре города практически вдвое. Это было бы эквивалентно строительству небоскреба (или нескольких).
— Какими должны быть современные комфортные жилые кварталы? А сами дома?
— Новые районы должны быть не только местом для жизни или работы. Их следует рассматривать в качестве небольших умных городов. Здесь должны быть удовлетворены все потребности людей с того момента, как они проснулись, и до того момента, как они легли спать.
Дома для жизни людей должны быть функциональными и красивыми, чтобы вы могли сказать: «О, я горжусь своим домом!». Еще мы должны помнить, что это не просто дом, а сообщество. Люди должны чувствовать себя его частью, ощущать связь друг с другом. Это позволяет горожанам не быть подавленными или изолированными.
— В столице реализуется программа реновации. На месте старого и ветхого жилья строят новые дома с современной инфраструктурой. Что вы об этом думаете?
— Если у старых построек есть конструктивные проблемы, их нельзя адаптировать к современному использованию или они опасны для здоровья, то нужно сносить и подумать, что разместить на их месте. Знаете, в Мадриде было много трехэтажных зданий, а сейчас много шестиэтажных — это нормально.
Важно, чтобы новое здание было лучше предыдущего. Оно должно превосходить его с точки зрения функциональности, экологичности, соответствия потребностям людей и быть грамотно построенным. С эстетической точки зрения город должен получить больше, чем у него отобрали. Дело тут не в фасаде и не в стиле. Возможно, вместо шестиэтажного здания будет построен дом в 14 этажей, но при этом вокруг него разобьют парк и откроют больше объектов социальной инфраструктуры.
— А что касается исторических зданий, как города могут их сохранять?
— В моей нынешней стране — Испании — существует множество исторических зданий. Во всем мире нет таких денег, чтобы каждое из них можно было защитить и превратить в музей. Так как же нам защитить историю? Наилучший способ — найти ей применение. Если она используется, если люди ее любят, то они о ней позаботятся.
В течение последних десятилетий правительство реализовывало план реновации театров. Сейчас театры работают как театры, но они также используются для проведения собраний, в качестве клубов, школ и для других нужд. В них кипит жизнь, поэтому о них заботятся.
Нужно просто найти применение зданию, будь то бутик-отель, театр или церковь. Но в любом случае исторические здания должны использоваться.