Городская усадьба, райком, дом политпросвещения, фонд зимних видов спорта — все это этапы жизни знаменитого особняка. Кто его построил, как дом менял назначение и какова роль Ленина в том, что здание не было утрачено в советское время, — в материале mos.ru.
В Москве продолжается крупнейшая в мире программа реставрации и возрождения памятников архитектуры и других объектов культурного наследия. В этом году уже отреставрировано свыше 30 объектов, а за 10 лет с момента старта программы — более 1500. Сегодня речь пойдет о знаменитом Доме со львами на Пятницкой улице, получившем премию «Московская реставрация» в 2017 году.
Пятницкая — одна из старейших улиц столицы. На рубеже XIV–XV веков здесь проходила дорога в южные города Руси, а в состав Москвы эта территория вошла в конце XVI века после строительства укреплений Земляного города.
В те годы Пятницкая называлась просто Большой улицей, а современное наименование получила в XVIII веке — по названию каменной церкви Параскевы Пятницы, которая до наших дней не сохранилась.
Современная Пятницкая буквально дышит историей — здесь находятся храм Троицы Живоначальной в Вишняках, храм Священномученика Климента, палаты Петра Замятина, торговый дом Ильи Гальперина, дом Льва Толстого (Толстовский центр), доходный дом Владимира Третьякова, особняк Коробкова, типография Товарищества Ивана Сытина, где работал одно время Сергей Есенин, и, конечно, усадьба фон Рекк, известная также как Дом со львами.
Этот особняк появился в 1897 году, однако идея строительства здесь каменной усадьбы родилась задолго до этого. В начале XIX столетия на месте нынешнего Дома со львами находился деревянный дом, который, как и многие другие, сгорел при пожаре 1812 года. До 1836 года участок пустовал, пока его не выкупила титулярная советница Ирина Маркова, которой и принадлежит проект постройки усадьбы.
Однако реализовали этот план лишь к концу века, когда владение приобрела некая Ирина Галактионовна, чья фамилия осталась неизвестна. При ней в 1896 году началось строительство каменного особняка, которое завершилось через год уже при другом владельце — знаменитом московском купце Якове Рекке.
Рекк — глава Товарищества Никольских рядов и основатель Московского торгово-строительного акционерного общества, одной из крупнейших домостроительных фирм дореволюционной России. Своей целью Рекк видел строительство домов, которые сочетали бы в себе технические удобства западноевропейских строений и колорит московской архитектуры. Особняк на Пятницкой был одним из первых проектов компании Рекка.
Считается, что полученный при покупке земли план здания разработал знаменитый московский архитектор Сергей Шервуд. Он перенес акцент композиции с протяженного уличного фасада на меньший боковой и добавил богатый декор: многочисленные классические элементы, лепнину, фигуры львов.
Однако в процессе последней реставрации, проведенной в 2015–2017 годах, выяснилось, что построенное здание не вполне соответствует чертежам Шервуда, а значит, в строительстве, вероятно, участвовали и другие архитекторы.
Асимметричная и динамичная композиция здания предвосхищала наступающую эпоху модерна. Главный акцент уличного фасада — выдвинутый к красной линии улицы прямоугольный объем, украшенный гипертрофированным неоклассическим портиком большого ордера. Колонны с композитными капителями поддерживают массивный антаблемент. Фасады обильно украшены лепниной, кариатидами и маскаронами. Левый объем здания представляет собой эркер, имитирующий восьмигранную барочную башенку, который увенчан куполом с чешуйчатым покрытием.
Внутренняя отделка не менее роскошна: в двух этажах здания устроены парадные анфилады, на первом этаже несколько залов — зеркальный, каминный, мавританский и витражный. Богатое убранство указывает на то, что дом был предназначен не для жилья, а для представительских функций. Собственно, Рекк и не собирался пользоваться домом — он продал его сразу же после постройки некоему Петру Стахееву. Последним же владельцем особняка стал коммерсант Николай Суханов, в чьей собственности дом оставался до 1917 года. Помимо самого здания на участке был каменный дом для служащих, ледник и дровяной сарай.
После революции в Доме со львами разместился Замоскворецкий райком РКП(б), секретарем которого одно время была известная революционерка Розалия Землячка. В советские годы многие здания на Пятницкой снесли, однако особняк фон Рекк сохранился. Скорее всего, благодаря тому, что в 1918-м здесь выступал Владимир Ленин (о чем свидетельствует мемориальная табличка).
В 1933 году был разработан проект дома политпросвещения, согласно которому Дом со львами надстроили бы до четырех этажей и дополнили четырехэтажной же пристройкой с юго-западной стороны, а фасады полностью освободили бы от лепного и скульптурного декора. К счастью, проект реализовали лишь частично и особняк избежал реконструкции. Однако в тот период из здания исчез паркет, люстры и многие другие предметы интерьера.
В позднесоветское время в здании располагались разные учреждения, а в 1990-е особняк передали Фонду поддержки зимних олимпийских видов спорта. Некоторые помещения сдавали частным арендаторам, что, конечно, сказывалось на состоянии здания.
Реставрационные работы начались в 2015 году с разборки современных перегородок, демонтажа дверных заполнений и полов. Под современным паркетом обнаружили щиты утраченных полов и деревянные перекрытия, которые в процессе работ были усилены.
Историческая керамическая плитка входной группы была практически утрачена, но по ее образцу была заказана новая «со старением» и возвращена на прежнее место — на пол тамбура входной группы и площадку лестницы.
Стены внутри здания и архитектурно-лепной декор потолков до реставрации были окрашены водоэмульсионной краской: плоскости — охристой или голубой, детали декора — белой. Когда специалисты начали снимать краску и удалили местами до 12 слоев, то обнаружили исторические оттенки.
В результате особняку вернули первоначальный интерьер. В зеркальном зале демонтировали современные заполнения ниш дешевым серым мрамором и установили зеркала. Специалисты провели огромную работу по реставрации лепного декора потолков: были выполнены усиление и докомпоновка.